Холодное, «учебное» отношение к художественному произведению рождается именно тогда, когда не подчеркивается его общечеловеческий смысл, его актуальное для нас звучание. Молодой читатель, как правило, открывает русскую литературу не для того, чтобы получить познания по истории или обществоведению (для этого есть специальные книги), - он прежде хочет найти там чувства, мысли, настроения, созвучные его собственным, проблемы, которые затрагивали бы и его сегодняшнюю жизнь.
У
каждого великого народа есть свой великий поэт
Мерило нашего языка – А. С. Пушкина. В нем каждый
русский человек видит самого себя. И это потому, что в его
творчестве, во всей своей красоте и самобытности, раскрываются сокровища
русской души, ее глубокое содержание и постоянное стремление к духовному
совершенствованию.
В
нашем коллективе мы изучаем русскую литературу. И хотим, чтобы понравившиеся
нам произведения звучали со сцены. Для этого мы детально разбираем выбранный
нами материал, формируем свое собственное отношение к нему. И тем самым глубже
проникаем в смысл произносимого нами текста. Разнообразие и
глубина пушкинских произведений каждый раз побуждает нас продолжать знакомство
с его творчеством. С ним нам становится доступной даже самая сложная поэзия.
«Напрасно я бегу к сионским высотам.
Грех алчный
гонится за мною попятам…
Так, ноздри пыльные уткнув в песок сыпучий,
Голодный лев
следит оленя бег пахучий».
«В бездействии ночном живей горят во мне
Змии
сердечной угрызенья…
И с
отвращением читая жизнь мою
Я трепещу
и проклинаю
И горько жалуюсь и горько слезы лью…».
«Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб
мыслить и страдать;
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть - на мой
закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной».
«Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И
дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи».
Также тесно связаны с этой темой
стихотворения «Странник», «Ангел», «(ИзПиндемонти)», «И дале мы пошли…», «Монастырь на Казбеке», «Дар напрасный…»,
«Пророк» и другие.
В лирике Пушкина есть
ответы на многие важные вопросы. Смерть - это переход в другую жизнь и надо совершать
больше хороших поступков, чтобы не бояться ее. За каждый совершенный грех мы
платим свою цену. Но Бог всегда ждет нашего покаяния, нашей молитвы. Смысл
жизни Пушкина в творчестве. По его мнению, муза должна быть послушна Высшему
началу, «Божественному глаголу»
«…Веленью Божию, о муза, будь
послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно,
И не оспоривай глупца»
Именно
поэтому «служенье муз не терпит суеты: прекрасное должно быть величаво». Если
поэзия сама уже есть «молитва» («мы рождены... для звуков сладких и молитв»),
то ее значение понятно само собой! Поэт, подобно пророку, знает лишь одну цель:
исполнившись волей Божией, «глаголом жечь сердца людей».
Разбирая
лирику Пушкина, каждый из нас выбрал близкие ему стихи.
А. С.
Пушкин - не только гениальный поэт, но и великий русский мудрец. Мысли, выраженные в прозе и в поэзии, образуют то, что можно назвать духовным содержанием его творчества. И в этом духовном
содержании мы находим решение важных общечеловеческих вопросов: о смысле жизни,
о счастье, о земном благополучии, о смерти, о совести, о гармонии человека с
окружающим его миром.
Соприкосновение с творчеством А. С. Пушкина помогло ближе подойти к пониманию всей русской поэзии. И нам захотелось
открыть для себя новые книги, новые произведения.
По материалам проекта "Пушкин сегодня",
участвующего в конкурсе проектов "Креатив" и занявшем 2 место в 2008 году
Мария, приглашаю Вас к себе в блоги:
ОтветитьУдалить"Мир школьных библиотек Тольятти",
"Вместе",
Чтение- архитектура нашей жизни",
"АрхиМодус".
А так же в блог ученика вашей школы "Робинзон"