Выдержки из
книги
«Образы Сущего» Льва Чиворепла
«Образы Сущего» Льва Чиворепла
Прослушать или скачать Аквариум Белая бесплатно на Простоплеер
Состояние любви
Нет во вселенной тропинки, по которой бы не прошли влюбленные.
Мир сотворен Любовью ради любви. Не нужно желать, чего желают все, ибо в свалке
могут раздавить, и дьяволу раздолье. Большинство не ведает своего счастья. Если
бы люди осознавали свои глубинные потребности, общим делом была бы только
любовь. Влюбленный человек совсем по-иному чувствует реальность. Он счастлив
даже в своем страдании. В любви он обретает истинный смысл жизни, проникается
благодарностью к миру, его Творцу. Человеческое соединяется с Божественным.
Проходят годы, и мы узнаем этот мир, его закоулки, его
обитателей, его радости и болезни, удовольствия и страдания. Мы начинаем
привыкать к процессу узнавания, ощущаем насыщение. Оно наступает, когда мы
довольствуемся существованием. Но, слава Богу, наш земной век ограничен, и не
все испытывают насыщение. Судьба ведет из мира в мир, и это разнообразит наше
бессмертие. Однако и в мелькании миров есть насыщение. Бытие разума само по
себе бессмысленно, неэтично, если оно сводится лишь к бесконечному
существованию. Единственное, что может обрадовать, удовлетворить нашу глубинную
суть - нескончаемый восторг новизны. Есть ли такое бытие? Да - это Любовь. С
ней все перемешивается - и движение, и остановки, и творчество, и богатство, и
бедность. Все закручивается в быстро вращающийся клубок счастья.
Всякая работа имеет свой смысл, уводящий человека по скользкой
тропе в дебри неодушевленного. Если поддаться самодвижению, то легко
превратиться в азартного игрока, легко стать придатком машины материальных
процессов. Возникает дьявольское созидание типа компьютерного вируса, бомбы.
Жизнь на Земле питается жизнью - это тяжелое испытание для любви. Но она
единственный луч, соединяющий с Богом. Когда любовь становится содержанием
бытия, приходит полнота жизни.
Праведники живут в любви и творчестве. Сознание без творчества
невозможно, как невозможна неподвижность на одном колесе. И любовь желает
движения. Ее высшие состояния - мгновения. Мы хотим непрерывной любви,
следовательно, мы хотим движения. Поиск любви и есть творчество. Поиск истины,
гармонии, уравновешенности - это проявление любви и желание ее. Каждый человек
- неповторимый мир, совершенная идея Творца, сочетающаяся гармонично с
уникальностью всех личностей вселенной. Увидеть и полюбить личность - значит,
еще больше полюбить Творца. Любовь нравственна, нравственный закон один. В
любви он оживает. Человеку дано нравственное знание, потому что он способен к
сознательной любви. Конечно, это не так просто, ибо у многих сердце замерзло, и
отогреть его нужно в тепле доброты. Любовь активизирует первичную функцию
разума - этическое мышление.
Любовь и сознание
Истина неумолима: Жизнь без любви - не жизнь, а потому любовь
должна быть сознательным деянием, в котором воля самоочищается. Суетные желания
отнимают силы у любви и никогда сами от себя не отказываются. Но живые крупицы
любви есть в каждом человеке, иначе он не жил бы. Они помогают себе сами, и
растут, если им не мешают. Сознательной любви не грозит фарисейство. Недаром
Господь призывает любить ближнего. Если бы любовь не зависела от сознания, то
зачем призывать любить? Любовь как самоцель, как забота, как смысл бытия -
редкий дар, мужественное, чистое состояние души, глубокое служение
нравственному долгу.
Человек - есть симбиоз личности и тела, поэтому существует
притяжение и личностей, и тел. Но в любви это не всегда различается, хотя
любовь так же синтетична, как и сам человек. Однако есть причина, заставляющая
нас такое различие делать, - человек существо духовное. Буду условно различать
два вида любви - телесную и духовную. Телесная любовь жертвенна, духовная -
нравственна. Именно вторая невозможна без сознания. Что касается телесной, она
присутствует во всех видах жизни. Она нам необходима, в ней надежность жизни.
Это о ней мы сетуем, говоря о безответности, неравенстве, ревности, счастье
любимого и несчастье любящего. Но о ней ли речь идет в призыве "возлюби
ближнего"? Ведь к любви телесной призыв бесполезен.
Обращение к сознанию человека - есть обращение к духу. Духовная
любовь - это любовь истины и тайны личности. Одухотворенность дает ощущение
запредельного существования, которое в любви приоткрывает себя. Любовь телесная
связана с желаниями физическими и психическими. Любовь духовная - с духовной
жаждой, она не частое явление в человеке. Никто не знает,
как она появляется, но разгорается в лучах света истины духовного наставника.
Истина и тайна
Истина - это объект и состояние. Как объект, она служит практике
и проверяется практикой. Например, всякий результативный алгоритм есть
достигнутая цель науки. Но уже в науке мы обнаруживаем другую сторону истины -
ее способность породить переживание откровения. Ведь научная истина содержит
рациональный комментарий мировых смыслов. В религии, в искусстве также
осуществляются комментарии. Успех постижения истины зависит от смыслового
багажа познающего. Но это лишь первая ее сторона - объектная. Есть и вторая,
называемая бытием в истине. Она-то и обусловлена движением к тайне. Ведь тайна
бесконечна, ее невозможно постичь, к ней лишь можно идти, и сама эта
устремленность есть состояние, где истина переживается как действительное
движение. Устремленность любви - и есть устремленность к Тайне.
К сожалению, мы не умеем
демонстрировать свою тайну, мы не хотим знать ее, мы не интересуемся другими. А
можно ли погрузиться в тайну личности ближнего, если он этого не желает? Ведь
тайна содержит исповедь страданий, путь раскаяния и прощения, путь откровений.
Летопись добра и греха не черно-белого цвета, а окрашена в яркие краски
призвания личности.
Наконец, является ли постижение тайны целью бытия? Ответ - нет.
Цель не сводится к тайне и значительно важнее ее. Цель подчиняет себе процесс
движения к тайне. Цель - Божье Признание.
Ближние
Я сам, мои ближние, общество, Бог - вот главные объекты внимания
и взаимодействия. Но только отношение ко второму показывает меру нашей
нравственности. Если поступок, совершенный ради себя или ради общества,
игнорирует ближнего, он неуместен, если противостоит ему, - это зло, если
помогает ему, - добро. Ближнему мы доверяем, мы спокойны за его поступки, за
его мотивы. В то же время поступки именно ближних мы воспринимаем особенно
остро. А что нужно ближнему? Иногда мы совершаем добро, не любя. Например,
помогая больному, спасая слабого. В общем случае, добро без любви означает, что
мы данной личностью не интересуемся. Мы жертвуем, проходя мимо.
Доброжелательность - чувство позитивного настроя по отношению ко всему
разумному, человеческому. Это чувство сродни сердечному отношению взрослого к
детям. Однако только любовь позволяет нам проникнуть в тайну ближнего.
Добро сближает людей; именно в добре мы становимся ближними, и
совершить добро человеку, оставляя его чужим в своем сознании, просто
невозможно. Ведь добро определяется не делом, а мотивом поступка. Этически,
переживание близости важнее для того, кто совершает поступок, чем для того, кто
является объектом поступка.
Ближние - это не обязательно находящиеся рядом. Ближние - те,
кого мы любим, хотя именно находящиеся рядом, прежде всего, нуждаются в нашей
любви. Наша жизнь, судьба - суть история
взаимоотношений с ближними. Не всякая близость содержит любовь, но любовь -
лучшее чувство. Не будет ошибкой и такое утверждение: отсутствие близости (нет
ближних) - есть индикатор отсутствия любви. По большому счету, мы здесь ради
ближних, и, кроме ближних, никому не нужны. Смерть подбирает, прежде всего,
тех, кто никому не нужен.
Любовь в Царстве
У вечности нет мелочей. Всякая деталь может обрести высокое
значение и занять все внимание; остальное отступает на задний план, блекнет,
исчезает. Остальное у нас либо отнимают, и мы привыкаем к новым условиям, либо
мы сами теряем к нему интерес, преодолев желания и оставшись один на один с
тем, что раньше не замечали, откладывали, пренебрегали. Разная значимость
ценностей - основа непонимания, разноликости и относительности правды. Бедный
не понимает богатого, богатый - бедного, счастливый - несчастного, страдалец -
смеющегося. Злобствующий не понимает любящего.
Эпоха технологий подменила ценности, и далеко не в лучшую
сторону. Воспроизводство стало расширенным. Мы вырвались из окружения
естественной природы, и попали в паутину рукотворного мира. Мы сами у себя
отняли любовь. Ибо вместо живых лиц разглядываем вещи. Мы многому плохому
научились, хорошему разучились. Впрочем, эта тема стала общей. Но мы разучились
любить и принимать любовь. Мы потеряли уверенность в том, что любовь может быть
основным, даже единственным занятием жизни. Именно такова она в царстве.
Почему любовь может занять все время и пространство жизни?
Возможна ли интрига без зла? Что является фоном узоров любви, каковы ее
контрасты в коллективе, где кроме любви нет ничего? И что тогда есть любовь?
Короче, может ли любовь быть единственным фактором существования? Я уже
говорил, что любовь "любит любовь"; процесс и объект - одно и то же.
Процесс воздействует на объект, видоизменяет объект, т. е. себя, но для того,
чтобы при этом сохраниться таковым, не разрушиться, он должен быть осторожным,
рефлексивным, соблюдать меру и свои же правила. Таким образом любовь пребывает
рядом с ответственностью.
Животворящая Любовь
Обычно мы говорим: "Бог - это Любовь". Можно также
сказать: "Бог - это Гнозис". Любовь находится у истоков рождения,
Гнозис - у истоков движения. Рожденному дается любовь и гностическое знание, он
должен их раскрыть и приумножить. В творчестве любовь опирается на гнозис, в
учении гнозис опирается на любовь.
Не всякое религиозное воззрение признает нравственное
Божественное Начало. Часто с Богом ассоциируется непостижимое искусство светлой
магии. Могущество Его кажется титаническим, сверхличностным. Тайна, однако,
имеет не магический аспект, а этический. Так любить, как Он, действительно, не
может никто. Мне возразят: то, что ты называешь этической тайной, иные назовут
магической. Назвать можно как угодно, но есть существенная разница между этими
понятиями. Магическое предполагает накопление потенции субстанционального
умения. Этическое же признает наличие этой потенции априори, а восхождение
заключается в способности этического раскрытия ее, т.е. раскрытия любви,
которая дана личности в неограниченной мере.
Итак, Бог в любви творит личности, а что мы творим? Отделяя от
себя ту или иную порцию сложности, мы рождаем некое новое существо, которое
нетленно и способно жить своей жизнью. Но в акте добродетельного созидания мы
отдаем его ближнему, собеседнику, любимому человеку, залечивая раны его души,
творя комфорт, радость. У нас нет такой силы любви, чтобы сотворить новую
личность, но достаточно, чтобы вернуть к жизни гибнущую. В любви все
открывается и допускается.
Комментариев нет:
Отправить комментарий