Есть ли нужная информация?

воскресенье, 12 февраля 2012 г.

Искусство звучащего слова (практические советы)

В ПОМОЩЬ ИСПОЛНИТЕЛЮ
НЕ ЗНАТЬ – ИМЕЕМ ПРАВО; НЕ ХОТЕТЬ ЗНАТЬ – НЕ ИМЕЕМ ПРАВО

  • В художественном чтении передается голое слово. Оно не прикрыто ни гримом, ни мимикой, ни костюмом. И если это слово нежизненно, неискренне произносится, то тут уже нечем его замаскировать.
  • Не получается в тексте – переводите в ПОДТЕКСТ.
  • Не подменяйте СОСТОЯНИЕ действием. Оно очень важно.
  • Не делайте иллюстративные жесты. Пластика должна соответствовать нашему внутреннему состоянию.
  • Любой ритм надо перебить, особенно если это подсказывается картиной.
  • «С чувством, с толком, с расстановкой…» А. Грибоедов.
Вызвать эмоцию, чувство в себе, воздействовать им на зрителя – это желанная цель чтецкого (и любого) искусства.
Понять до конца содержание текста, вскрыть мысль, следовательно, сделать текст «своим».
Верно понятый, продуманный текст сделать понятным для слушателя.
     
  • ИНТОНАЦИЯ -  это результат верного несения мысли, верного словесного действия и органично рожденной эмоции; результат, отраженный в звучании речи. «НИКОГДА НЕ ИЩИТЕ ИНТОНАЦИИ, ИЩИТЕ ТО, ЧТО ЕЕ СОЗДАЕТ», - повторял К. С. Станиславский.
  • Если физически не зажат, значит, интонация верна.
  • Не бойтесь нависающей паузы, предсказывающей следующие слова.  «ЧЕМ БОЛЬШЕ АКТЕР, ТЕМ БОЛЬШЕ ПАУЗА» С. Юрский.
  • В название литературного произведения, как правило эмоций не вкладывают.
  • Стихотворение это музыка. Надо увидеть в нем звуковые и слуховые образы.
  • В стихах часто важнее не чувство, а предчувствие чувства.
  • Прилагательное с существительными – единое понятие.
  • Когда вы уже научились четко и ясно произносить все слова, нужно научиться произносить одни слова рельефно, другие – менее ярко, в зависимости от их функции в данном положении, в данной мысли. Здесь нам придут на помощь ПАУЗЫ, УДАРЕНИЯ И РЕЧЕВЫЕ ТАКТЫ.
  • Знание законов речи – необходимая база для творчества чтеца. Овладеть ими -значит оттренировать в себе умение нести мысль текста, а не говорить слова механически. Второй этап- это НАКОПЛЕНИЕ ВИДЕНИЙ.
  • Важен такой элемент системы как эмоциональная память.
  • При правильном методе «вскрытия» текста и накопления видений слова не нужно специально заучивать. Они запоминаются сами.
  • Говорите смыслами.
  • Самое убедительное в искусстве – личность художника, выраженная в оценках и отношениях, а потому оценки и отношения являются главными предпосылками словесного действия.
  • «Слово, текст роли, писал К. С. Станиславский, - ценны не сами по себе и для себя, а тем внутренним содержанием или подтекстом, который в них вложен. Смысл творчества в подтексте. Без него слову нечего делать на сцене… Если б было иначе, зритель не стремился бы в театр, а сидел бы дома и читал пьесу»
                                                                                                              

1 комментарий: