Есть ли нужная информация?

понедельник, 20 февраля 2012 г.

Поэзия Зинаиды Миркиной
для многих уже стала катализатором духовного преображения

Апостол Иоанн: "Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем" [1 Ин 4:16]

Тебе молюсь... Так значит так люблю,
Что о себе уже совсем забыла.
Врастает сердце в красоту Твою,
И молча внутрь Твою вбирает силу...





Тебе молюсь...Так значит найден ключ
к воротам царства... Рядом жизнь иная.
Что хочешь делай, — отлучи, измучь, —
я о себе уже совсем не знаю...

Тебе молюсь. Извне устремлены
все силы внутрь, в тишайшие хоромы,
И проросли, и зацветают сны,
и стала плоть прозрачно невесомой.

Как мир возник? Пока молилась я,
дух одевался световою тканью,
и заплетались нити бытия,
в цветной витраж, в собора очертанья...

2
Что хочешь делай, отлучи, измучь, —
Я, кажется, не ощущаю тела.
Так мир звенит! Такой звенящий луч,
что все сверкнуло, ожило, взлетело!

И так легко, как будто нежный пух
дан вместо прежней, вместо тяжкой плоти.
На крыльях ветра... Вот что значит «Дух»
Жизнь без себя, без веса — жизнь в полете.

Вся жизнь — любовь! Дыханье высоты
И эта легкость, эта весть из рая!
Что хочешь делай, — есть лишь только Ты.
Я о себе уже совсем не знаю...


3.
Я о себе уже совсем не знаю.
Надежды нет, и умирает страх.
В небытии зияет щель сквозная.
Я меньше всех, я — ничего, я — прах.

Что хочешь делай, мне себя не надо.
Пусть будет пусто — версты чистоты.
Не стою слова и не стою взгляда,
Я хуже всех, — но совершенен Ты.

Меня любить? Мой Боже, эту глину?
Но тот, кто взглянет в сей провал сквозной,
в Тебя — мою живую сердцевину, —
о, как же он обнимется со мной!

***

Ни знаний у меня, ни прав.
Но как хотела б в ней пропасть я,
И все на свете потеряв,
Найти единственное счастье:
Тот аромат, тот звук, тот свет, —
Нет, новое — не то — иное:
Любовь, в которой больше нет
Различий между ней и мною.

* * *
Обратный ход, обратный ход.
Из смерти в жизнь душа идет.
Ей надобно в обратный путь -
Вовнутрь, к Богу повернуть.

В недвижный центр бытия,
Туда, откуда вышла я
Когда-то... Господи, когда?
Здесь остановлены года.

Здесь цело все. Здесь смерти нет.
Вовне - вопрос, внутри - ответ.
Но этот тайный поворот
Вовнутрь и есть заветный вход

В жизнь вечную. Из гиблых мест -
На волю - выход через крест.

* * *
Я знаю, где-то здесь, неподалёку,
А может быть, за тыщу лет отсюда
(И всё равно, неподалёку) есть
Пространство, где живут стихи.

Никто их не читает и не пишет,
Никто их не пугает и не ловит,
Как птиц, взлетающих с куста на куст.
Они живут, как птицы среди веток,
В своём прозрачном трепетном пространстве

И из души перелетают в душу,
Как с дерева на дерево другое.
И души их не спрашивают: «Чьи вы?»...

Какое там стоит благоуханье!...


***
Наполнить парус ветром, душу – Богом
И – в дали по мелькающим волнам…
Какая открывается дорога!
Какой просторный, всех вместивший храм!

Мы все скитальцы, все единоверцы,
Над кем одни и те же небеса.
О, только б не закрывшееся сердце!
О, только б не пустые паруса!

ТАКАЯ ДОЛГАЯ ГОЛГОФА

I
Один на один. Опрокинут. Разбит.
И, кажется. Богу не нужен.
А лес все шумит, и шумит, и шумит.
А мысли все кружат и кружат.
О, Бога незримого явленный Сын! -
Все правда. - Что было, то было.
Скажи мне - легко ли - один на один
С несметною адскою силой?
Я вслед за тобою на муку иду
И - кто там о славе пророчит? -
Скажи мне -- легко ль в Гефсиманском саду
Сплошной нескончаемой ночью?
Легко ли - вот так, умываясь в крови,
Без славы, без ангелов Божьих?
....................................................................
А лес все шумит и шумит о любви.
А сердце... И сердце про то же.
II
О, Боже, чем мне боль измерить?
Она выходит за края.
И не всегда я в силах верить,
Но не любить не в силах я.
III
Ну да, посередине мира - крест.
Посередине всей земли - Голгофа,
И не найдешь таких блаженных мест,
Которым не грозила б катастрофа.
Ну да, посередине сердца - крик.
Моя земля подобна кораблю,
Что к гибели стремится каждый миг...
Но, Боже мой, как я Тебя люблю!
IV
Ты обещал. Ты столько обещал,
И все же сам не избежал креста.
И на земле Твоей - такой развал,
А в небесах - одна лишь пустота...
Да, на земле Твоей такой развал,
А в небесах Твоих - такая тишь...
Ты выполнил все то, что обещал
Лишь потому, что внутрь меня глядишь.
Лишь потому, что этот взгляд немой
Прошел сквозь смерть, стал выходом
в судьбе
Ты обещал нам жизнь, но Боже мой, -
Не на земле, не в небе - а в Тебе.

* * *
И сколько ни сказано, все-таки мало
И все-таки главного я не сказала.
А Главное где-то стоит молчаливо
И делает сердце бездонно счастливым.
И новое слово, как чуткая птица
Над тайным гнездом своим тихо кружится
И, вновь вылетая в неведомость, ищет
Для вечной любви ежедневную пищу.

* * *
Не тот, кто говорит со мной,
приносит мне благие вести,
а тот, кто словно дух лесной,
как свет, молчит со мною вместе.

Кто, позванный на тайный пир,
как чашу разопьет со мною
молчанье глубиною в мир,
молчанье, в сердце глубиною.

Поэзия - не гордый взлет,
а лишь неловкое старанье,
всегда неточный перевод
того бездонного молчанья.

* * *
Я дождь люблю за кротость и смиренье.
За то, что в ветках каплями шурша,
Дает нам слышать, как прозрачной тенью
Течет по руслам мировым душа.

Я дождь люблю за то, что все отринув,
Он повернул часы и мысли вспять
И говорит нам всем, что мы едины
И что пора бы нам про это знать.

Я дождь люблю за тот неодолимый
Наклон вовнутрь. За этот шаг сквозь нас,
За то, что он весь сор из сердца вымыл
И выплакал прощенья хоть на час.

* * *
Свет замирал в тот тихий час...
Да нет, он не потух.
Он просто на глазах у нас
Преображался в дух.

Не ослепителен, ни жгуч, -
Простясь со всей тщетой,
Луч таял, превращался луч
В Дух света, Дух святой...

Бог кричал.
В воздухе плыли
Звуки страшней, чем в тяжёлом сне.
Бога ударили по тонкой жиле,
По руке или даже по глазу –
по мне.
А кто-то вышел, ветрам открытый,
В мир, точно в судный зал,
Чтобы сказать Ему: Ты инквизитор!
Не слыша, что Бог кричал.

Он выл с искажённым от боли ликом,
В муке смертельной сник.
Где нам расслышать за нашим криком
Бога
живого
крик?
Нет. Он не миф и не житель эфира, –
Явный, как вал, как гром, –
Вечно стучащее сердце мира,
То, что живёт – во всём.
Он всемогущ.
Он болезнь оборет, –
Вызволит из огня
Душу мою, или взвыв от боли,
Он отсечёт меня.
Пусть.
Лишь бы Сам, лишь бы смысл
Вселенной
Бредя, не сник в жару...
Нет! Никогда не умрёт Нетленный –
Я
за Него
умру.

* * *
Касание снега, дыхание мороза,
Березы, березы, березы, березы...
Березы и сосны, березы и ели.
Кусты забелели, синицы запели.
Стволы окружали, стволы закружили, -
Затерянность в дали, затерянность в были...
Пропасть, затеряться... Потеря дороги,
потеря стремлений, потеря тревоги,
потеря заботы и той постоянной
сосущей, зовущей и ноющей раны.
Потеря обиды, потеря досады,
потеря всех "должно", "обязана", "надо"...

* * *
Есть сила молчанья, есть сила такая,
Пред коей все ветры земные смолкают.
Есть сила, воздвигшая все мирозданье.
Могущество Божье есть мощь умолканья.

Конец разногласьям. Окончились споры.
Молчание наше есть слово простора,

Есть слово - громада, есть слово - лавина,
Есть слово, собравшее мир воедино,
То слово великого Божьего лада,
Которому слов наших дробных не надо.

* * *
Что мне известно о сосне?
То, что она вершит во мне.
Вот то, что я смогла вдохнуть
И глубоко запрятать в грудь.

Что я узнала о дожде?
Что он во всем, сквозь все, везде
И что никто не одинок,
Когда шумит его поток.

Никто, нигде и никогда,
Раз льется тихая вода,
Как нескончаемая весть
О том, что тайный выход есть.

Что ведаю о Боге я?
Что Им полна душа моя.
Что, точно дождь со всех сторон
  Во все концы, повсюду - Он.

Я знаю Бога точно так,
Как лес - свой затаенный мрак.
Как ветка ведает свой путь
И знает, где и как свернуть.

Я знаю Бога, как зерно -
Тот плод, которым рождено,
И так, как знает зрелый плод
зерно, что в глубине несет.

Я знаю Бога, как свою
Любовь, которую даю
И вновь вбираю грудью всей
От света, ветра и дождей.

И Боже мой, как мне смешны
  Все знания со стороны.

* * *
Что есть духовная работа?
Немереные километры.
Безостановочность полета
Противу ветра.

Что значит труд молитвы строгой,
Вот той, что держит мирозданье?
Упорство прославленья Бога
В часы смертельного страданья.

В часы невидимого боя,
Когда весь ход вещей разрушен,
Мое упорство быть с Тобою,
Когда Ты оставляешь душу...

* * *
Как упорна она, как давно
Мысль простейшая бьется во мне:
Я - никто. Я - лишь только окно.
Я - пробоина в твердой стене.

Только плотность стены прорубя,
Только после великих потерь
Понимаю: я - выход в Тебя,
Я - к тебе приводящая дверь.

С целым миром окончился спор.
Я - никто. Обо мне позабудь.
Я есмь вход в бесконечный простор.
Только вход, только дверь, только путь.

Восполненность жизни и мера покоя -
Всем вихрям вселенским порог -
Вот в чем Твоя сущность, вот что Ты такое,
Мой непостигаемый Бог.

Восполненность жизни и этот великий,
Как небо над нами, покой.
Вот то, что в Твоем отпечаталось лике,
И в зеркале глади морской.

И вот она - цель всех земных пилигримов.
Покой, заглушающий гром.
Почувствовать жизни покой нерушимый
И вдруг успокоиться в нем.

Не ведая, кто и когда меня создал,
Найти свой незримый оплот.
И так же держаться, как держатся звезды
В средине небесных пустот.


Комментариев нет:

Отправить комментарий