Наша речь и наше своеобразие
Иногда не видя человека, лишь услышав первые его фразы на
том конце телефонного провода, мы способны оценить и характер, и особенности, и недостатки.
Еще древние подметили,
что большинство
говорящих
отличались в каком-нибудь одном из стилей
«Системщики»,
«Мыслители», «Поэты»,
«Вожди»
Сегодня, сидя за столом переговоров, участвуя в совещании
или беседуя по душам, мы вольно или невольно подмечаем те речевые
характеристики нашего собеседника, которые позволяют оценить его
индивидуальность и спрогнозировать тактику поведения, намерения и преследуемые
цели. Вряд ли прогноз был бы возможен, если бы не существовало тех
закономерностей, что проявляются в речевом поведении самых разных людей.
Особенно ярко бывают они выражены в условиях публичного выступления как
требующего усиления всех свойств говорящего.
Много лет обучая желающих ораторскому мастерству и слушая
сотни публичных выступлений, я пришел к выводу, что, несмотря на уникальность
личности каждого, есть некие общие качества, которые позволяют обнаружить
типичное в речевом поведении. Прежде всего, можно выделить две большие группы
ораторов: рациональные - «технари» и эмоциональные - «гуманитарии». Эти имена
появились в рабочей обстановке и не могут претендовать на точность. В свою
очередь, каждая из этих групп также может быть разделена еще на две. «Технари»
включают в себя «системщиков» и «мыслителей», а «гуманитарии» - «поэтов» и
«вождей». Разумеется, что в чистом виде такие типажи редкость, но преобладание
определенных черт позволяет квалифицировать ораторский тип.
Каковы их основные особенности?
1. «Системщики». Для представителей этого типа характерно
особо тщательное отношение к подготовке речевого высказывания. Они возводят в
абсолют конкретность примеров, точность цитат, исповедуют приверженность
фактам, любят колонки цифр и ряды формул на доске, критично относятся к
публичному выражению чувств. Говорят, как правило, спокойно, часто сухо и
невыразительно, крайне редко позволяют себе шутку или неожиданную метафору. Во
время выступления все их внимание обращено к содержанию, они не любят отступать
от намеченного плана и, если что-то происходит, что «выбивает их из колеи», то
им бывает очень трудно справиться с возникшей неразберихой. В этих случаях
«системщики» могут потерять контроль над аудиторией, так как и во время
выступления, они лишь опосредовано, через материал, поддерживали связь со
слушателями. Этот тип ораторов идеален при подготовке материала, хорош в чтении
научных сообщений и докладов, но проигрывает, когда необходимо добиться от
аудитории сопереживания.
2. «Мыслители». Есть люди, которые любят порассуждать вслух,
но при этом их словесные построения лишены легкости и изящества. Это скорее
публичный труд, медлительная работа шелкопряда, собирающего лапками нити
разрозненных мыслей и ткущего бесконечное полотно силлогизмов. Наблюдать за
рождением новых идей бывает очень занимательно, но, в силу отсутствия у оратора
артистизма, не менее утомительно. «Мыслители» способны на неожиданные решения,
им нередко свойственен парадоксальный взгляд на события. Они могут уводить
внимание слушателей далеко в сторону от предмета речи, неизменно возвращаясь к
нему спустя какое-то время. Хорошо, если материал выступления им знаком -
основываясь на известном, они способны созидать нечто новое, но именно из
«мыслителей» получаются выдающиеся демагоги в том случае, если они не владеют
предметом высказывания. Ораторы этого типа не особенно заботятся о впечатлении,
которое производят, бывают небрежны в жестах (засовывают руки в карманы),
говорят тихо или, наоборот, громко, как бы забывая о других, склонны к
использованию наглядных материалов, черчению разных графиков и диаграмм.
«Мыслители» хороши в речах совещательного типа, когда важен процесс обнаружения
решений, но им гораздо труднее работать в условиях ограниченного ресурса
времени.
3. «Поэты». Название весьма условное - редко кто из ораторов
этого типа пишет стихи. Их непременным преимуществом является богатый словарный
запас и развитое чувство языка. Именно они создают неповторимые словесные
образы, как жонглеры, владея метафорами, гиперболами, аллегориями, оксюморонами
и другими «вкусностями» русской речи. Если к этому блюду бывает добавлена
приятная внешность, красивый голос, изящные манеры, то слушать такого оратора -
редкое удовольствие. «Поэты» сильны, когда дело касается описания чувств,
предметов, картин природы и событий. Они бывают великолепными рассказчиками, но
им гораздо труднее существовать в жестких рамках плана и работать с
информацией.
4. «Вожди». Это ораторы, способные воодушевить толпу. Их
энергия, мощь их воли и сила слова требуют простора площадей. В обычных
жизненных ситуациях вы лишь ощущаете горячность этой лавы, догадываетесь о ней
по блеску глаз, по широкому жесту, по крепости голоса. Содержание их
выступлений основано на сочетании безупречной аргументации и ярких жизненных
примеров. Никому лучше не удается так уверенно держать зал, не отпуская его ни
на секунду своего выступления. Если о других частенько скажешь, что они лишь
говорят слова, то эти ораторы всегда словом действуют. Однако с «вождями» случаются
и печальные метаморфозы. Если предмет речи, что не так уж и редко бывает в
жизни, не задевает их за живое, то из вождей превращаются они в аморфных
беспозвоночных, теряя не только силу слова, но и силу звука.
Разумеется, публичное выступление - лишь одна из форм
речевого поведения и далеко не все у нас ораторы. Зато побывать в ситуации
конфликта доводилось каждому и, как правило, чаще, чем того хотелось бы.
Давно замечено, что человек проявляет себя именно в ссоре,
споре, столкновении интересов. Речевое поведение человека в ситуации
эмоционального стресса многое говорит о его личности.
В психолингвистике профессором К.Ф. Седовым разработана
весьма убедительная типология языковых личностей, которую вполне возможно
использовать на практике . Исходя из доминирующей установки по отношению к
другому участнику общения, мы выделяем три уровня коммуникативной компетенции:
конфликтный, центрированный и кооперативный.
Что представляет собой конфликтный тип? Это человек -
агрессор или манипулятор, чьи действия открыто или завуалировано направлены
против партнера по общению. Встреча с такими людьми не сулит радости. Как
деловые партнеры они неудобны, потому что преследуют только собственные
интересы. В конфликтах могут нагрубить или наговорить колкостей, получая
удовольствие от унижения собеседника. В речевом поведении их отличает неумение
замечать окружающее пространство и уменьшать или повышать в зависимости от
этого силу голоса. Как правило, они говорят громче, чем требуется. Они могут
быть точно так же невоздержанны в жестах и словесных оборотах. Когда Вы
сталкиваетесь с таким типом, самое главное - сохранять спокойствие и не терять
чувства собственного достоинства. Вспомните былую славу советской торговли.
(Женщина из очереди) - Да можно там побыстрее, а! Копаются
еле-еле!
(Продавщица) - Че орать-то/ Не хочешь - не стой!
Множество достойных продолжателей этой традиций бодрствуют в
торговых залах современных маркетов. Среди них часто встречаются именно
конфликтные типы. Такова сила привычки к самоутверждению за счет клиентов.
Центрированный тип речевого поведения любопытно наблюдать во
время переговоров или собеседований. Их главная особенность заключается в
игнорировании собеседника и концентрации внимания на себе. Более активные
эгоцентрики бывают шумными, с выразительной голосовой подачей, яркими
словесными образами, но их меньше всего интересует мнение партнера, они слушают
и слышат только себя.
(Приятель. Глядя по сторонам) - Да все Слава Богу! Детей вот
на юг свозил… А ты где отдыхал? (не дожидаясь ответа) Видел наших кого-нибудь?
(не дожидаясь ответа) Говорят Ленка замуж наконец-то вышла…
Их более меланхоличные собратья по типу, могут быть
полностью закрыты. О таких говорят «он опять ушел в себя». Отвечают невпопад,
неожиданно меняют тему, не слушают партнера. Такие люди скупы в жестах,
эмоционально и интонационно не выразительны. Говорят, как правило, тихо, тембр
голоса - тускл, речь монотонна. Вести с ними диалог трудно. Требуется
постоянная работа по привлечению и удержанию их внимания. Иногда они способны
своей манерой вызывать раздражение, но допускать проявления этого чувства
нельзя - это приведет либо к непониманию, либо к еще большей закрытости.
Мастерство в общении демонстрируют приверженцы третьего типа
речевого поведения, который мы называем кооператорским. Здесь очевидна
настроенность на партнера в общении, но в одних случаях, она может быть
следствием боязни конфликта, необходимостью поддерживать корректные отношения и
выглядит скорее как имитация настоящего интереса (партнер поддакивает, кивает
головой, повторяет Ваши слова), а в других - это действительно желание понять
собеседника, войти в его положение. Такой человек не только способен услышать и
увидеть партнера, но и настроиться на его волну, заговорить на его языке.
Подобное речевое поведение требует мастерства владения голосом, пластичной
выразительности, языкового богатства.
Разумеется, каждый человек способен к проявлению того или
иного типа речевого поведения. Многое определяет здесь та ситуация, в которой
нам приходиться высказываться. Но очевидно, что для достижения успеха в
общении, чаще бывают полезными навыки кооперативного типа.
Безусловно, наблюдать за людьми в их речевых поступках
бывает не бесполезно. Однако не так уж важно, к какому типу отнести своего
собеседника. Гораздо важнее оценить свои собственные качества и привычки и
постараться их исправить, если ваш речевой тип не способствует установлению
хороших деловых или личных отношений. В конечном итоге лучше знать эту реку,
чем без брода соваться в воду.
И.Г. Родченко
"Типы речевого поведения"
Комментариев нет:
Отправить комментарий