Есть ли нужная информация?

суббота, 17 марта 2012 г.

Без нравственных ориентиров, без понимания
истинного предназначения человека на земле
невозможно говорить о формировании
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ основ личности

Фрагмент статьи
"Проблема духовно-нравственного воспитания личности
в контектсе светских и христианских традиций" 
преподавателя РГУ им. С.А. Есенина
Рябовой Евгении Васильевны



К сожалению, реальностью нашего времени является так называемая светская система образования. Понятие "светское", возникнув в России в XVII веке, приобретает особый смысл спустя два столетия, став синонимом латинского "saecularis" Секуляризация понимается, как высвобождение от религиозного влияния всех сфер жизнедеятельности общества и личности. "Светское" принято рассматривать в смысле "безрелигиозное"[1]. Константин Дмитриевич Ушинский пишет: "…для нас нехристианская педагогика есть вещь немыслимая – безголовый урод, деятельность без цели, предприятие без побуждения позади и без результатов впереди". [2] На данный момент образовался вакуум в возможности духовно-нравственного воспитания и образования, появилась острая необходимость разобраться в причинах его возникновения и спасительного выхода из трудной для безрелигиозного общества ситуации. Современные учебники предлагают нам следующее : "важной проблемой педагогики является научная разработка и обоснование целей воспитания. Цель это то к чему стремятся, что надо осуществить… Цели воспитания оказывают большое влияние на разработку педагогической теории. Они сказываются на характере воспитания" [3]. И далее: "Цель современного воспитания – формирование свободной личности, обладающей чувством собственного достоинства и высокой социальной самоценности". [4] Соответственно возникает вопрос, о каком достоинстве, тем более "собственном", может идти речь, если человек это биосоциальное существо, да ещё которое (непонятно каким образом) произошло от обезьяны?

Таким образом, цель современной педагогики сводится к тому, чтобы существо наделённое разумом, правильно отражало данную реальность и правильно применяло (с чувством собственного достоинства) привитые всевозможные навыки к своей жизненной деятельности. И как следствие – полная вседозволенность. Конечно, "биологической машине" всё можно, какой с неё спрос? Нам представляется, что именно здесь "корень" проблем духовно-нравственного воспитания.

До сих пор в современной науке нет до конца осмысленного понятия "личность" и относящемся к нему других научных терминов. Например И. Ф. Харламов предлагает подойти к рассмотрению пути общего развития человека генетическим путём:
1. Биологический: детство, отрочество, юность, возмужание, старость.
2. Социальный – развивающийся у человека прижизненно социальные свойства и качества.

Таким образом, "человек рассматривается в науке как биосоциальное существо, как субъект, т.е., действующее лицо исторической деятельности познания. Понятие "личность" включает в себя только социальные свойства и качества человека. Личность характеризует общественную сущность человека и обозначает совокупность его социальных свойств и качеств, которые он вырабатывает прижизненно"


Вследствие разрыва от Божественного источника произошло однобокое развитие педагогической мысли, имеющее огромное значение в повседневности. Однобоко потому, что свой взгляд педагогическая мысль бросила на внешнюю сторону развития ребёнка, не касаясь внутренних глубинных моментов и как следствие- атеизм, облаченный в гуманизм, выраженный в языческих формах. В своё время Василий Васильевич Зеньковский написал: "Но главный принципы при построении теории школы: школа должна помочь детям стать самостоятельными, крепкими, здоровыми людьми. Главное упущение в школе – это то, что организация внутреннего мира остаётся без всякого внимания. Должен быть восстановлен идеал целостности воспитания, что бы оно охватило всю личность ребенка. Должна быть одновременно с этим восстановлена иерархия педагогических ценностей". [8]

Неоспорим тот факт, что соблюдение моральных требований общества в конечном итоге зависит от самой личности, поскольку она выступает в качестве носителя и субъекта морального прогресса. Очевидно, что личность не развивается сама из себя и не является идеалом самой себе для собственного совершенствования. Современная педагогическая мысль в деле воспитания зашла в тупик, т. к. следует именно такой логике и выстроена именно таким образом. Она была бы актуальна, если бы приходя в мир, новый человек уже нёс в себе сознательно накопленный опыт предков со всеми плюсами и минусами. Именно тогда бы ориентир человека был бы направлен на опыт "из самого себя" и из общественного развития, но действительность такова, что каждый приходящий в мир человек начинает познавать этот мир индивидуально.


 

Комментариев нет:

Отправить комментарий