Без нравственных ориентиров, без понимания
истинного предназначения человека на земле
невозможно говорить о формировании
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ основ личности
Фрагмент статьи
"Проблема духовно-нравственного воспитания личности
в
контектсе светских и христианских традиций"
преподавателя РГУ им.
С.А. Есенина
К сожалению, реальностью нашего времени является так
называемая светская система образования. Понятие "светское",
возникнув в России в XVII веке, приобретает особый смысл спустя два столетия,
став синонимом латинского "saecularis" Секуляризация понимается, как
высвобождение от религиозного влияния всех сфер жизнедеятельности общества и
личности. "Светское" принято рассматривать в смысле
"безрелигиозное"[1]. Константин Дмитриевич Ушинский пишет: "…для
нас нехристианская педагогика есть вещь немыслимая – безголовый урод,
деятельность без цели, предприятие без побуждения позади и без результатов
впереди". [2] На данный момент образовался вакуум в возможности
духовно-нравственного воспитания и образования, появилась острая необходимость
разобраться в причинах его возникновения и спасительного выхода из трудной для
безрелигиозного общества ситуации. Современные учебники предлагают нам
следующее : "важной проблемой педагогики является научная разработка и
обоснование целей воспитания. Цель это то к чему стремятся, что надо
осуществить… Цели воспитания оказывают большое влияние на разработку
педагогической теории. Они сказываются на характере воспитания" [3]. И
далее: "Цель современного воспитания – формирование свободной личности,
обладающей чувством собственного достоинства и высокой социальной
самоценности". [4] Соответственно возникает вопрос, о каком достоинстве,
тем более "собственном", может идти речь, если человек это
биосоциальное существо, да ещё которое (непонятно каким образом) произошло от
обезьяны?
Таким образом, цель современной педагогики сводится к тому,
чтобы существо наделённое разумом, правильно отражало данную реальность и
правильно применяло (с чувством собственного достоинства) привитые всевозможные
навыки к своей жизненной деятельности. И как следствие – полная
вседозволенность. Конечно, "биологической машине" всё можно, какой с
неё спрос? Нам представляется, что именно здесь "корень" проблем духовно-нравственного
воспитания.
До сих пор в современной науке нет до конца осмысленного
понятия "личность" и относящемся к нему других научных терминов.
Например И. Ф. Харламов предлагает подойти к рассмотрению пути общего развития
человека генетическим путём:
1. Биологический: детство, отрочество, юность, возмужание,
старость.
2. Социальный – развивающийся у человека прижизненно
социальные свойства и качества.
Таким образом, "человек рассматривается в науке как биосоциальное
существо, как субъект, т.е., действующее лицо исторической деятельности
познания. Понятие "личность" включает в себя только социальные
свойства и качества человека. Личность характеризует общественную сущность
человека и обозначает совокупность его социальных свойств и качеств, которые он
вырабатывает прижизненно"
Вследствие разрыва от Божественного источника произошло
однобокое развитие педагогической мысли, имеющее огромное значение в
повседневности. Однобоко потому, что свой взгляд педагогическая мысль бросила
на внешнюю сторону развития ребёнка, не касаясь внутренних глубинных моментов и
как следствие- атеизм, облаченный в гуманизм, выраженный в языческих формах. В
своё время Василий Васильевич Зеньковский написал: "Но главный принципы
при построении теории школы: школа должна помочь детям стать самостоятельными,
крепкими, здоровыми людьми. Главное упущение в школе – это то, что организация
внутреннего мира остаётся без всякого внимания. Должен быть восстановлен идеал
целостности воспитания, что бы оно охватило всю личность ребенка. Должна быть
одновременно с этим восстановлена иерархия педагогических ценностей". [8]
Неоспорим тот факт, что соблюдение моральных требований
общества в конечном итоге зависит от самой личности, поскольку она выступает в
качестве носителя и субъекта морального прогресса. Очевидно, что личность не
развивается сама из себя и не является идеалом самой себе для собственного
совершенствования. Современная педагогическая мысль в деле воспитания зашла в
тупик, т. к. следует именно такой логике и выстроена именно таким образом. Она
была бы актуальна, если бы приходя в мир, новый человек уже нёс в себе
сознательно накопленный опыт предков со всеми плюсами и минусами. Именно тогда
бы ориентир человека был бы направлен на опыт "из самого себя" и из
общественного развития, но действительность такова, что каждый приходящий в мир
человек начинает познавать этот мир индивидуально.
Комментариев нет:
Отправить комментарий