Уметь просто и красиво говорить - целая наука
«…
я понял, что многие из прежних моих приёмов игры или недостатков – напряжение
тела, отсутствие выдержки, наигрыш, условности, тик, трюки, голосовые
фиоритуры, актёрский пафос—появляются очень часто потому, что я не владею
речью, которая одна может дать то, что мне нужно, и выразить то, что живёт
внутри. Почувствовать так ярко на самом себе настоящее значение в нашем
искусстве красивой и благородной речи как одного из могучих средств
сценического выражения и воздействия, я в первую минуту возрадовался. Но когда
я попробовал облагородить свою речь, я понял и испугался вставшей передо мной
проблемой. Вот когда я до конца понял, что мы не только на сцене, но и в жизни
говорим, пошло и безграмотно; что уметь просто и красиво говорить—целая наука,
у которой должны быть свои законы».
Краткие
требования
к программе по культуре речи
с точки зрения актёрского мастерства
Следуя
заветам К.С.Станиславского, театральная школа должна воспитывать в актёрах
потребность к постоянному совершенствованию своего голосового и речевого аппарата, к изучению живого языка.
ГОЛОС.
Чтобы действовать словом на сцене, надо обладать звучным, хорошо поставленным
голосом. Если актёр талантлив и органичен, но его еле слышно в зрительном зале, то такого
актёра нельзя признать профессионально полноценным. Также искажают игру актёров
тусклый, хриплый, гнусавый или скрипучий голос, когда короткое дыхание рвёт и
комкает авторскую мысль.
Актёр
должен уметь пользоваться своим голосом и быть мастером во владении звуком,
т.к. голос является главным выразителем его чувств.
В
театральной школе принято вводить занятия по сольному пению, которое приносит
пользу в развитии дыхания голосового аппарата, музыкального слуха, диапазона
голоса, ритмичности и т.п.
ДИКЦИЯ.
Как бы актёр ни трактовал свою роль, какому бы методу ни следовал, его
профессиональный долг—донести авторский текст до зрителя без потерь.
Достигается,
прежде всего, хорошей дикцией, отчётливым и внятным произношением.
ДЛЯ
СПРАВКИ.
Дикция—произношение,
степень отчётливости в произношении слов и слогов в речи.
К
числу индивидуальных дикционных недостатков относится неправильность
произношения отдельных гласных и согласных звуков или их сочетаний. Такого рода
дефекты исправимы, если только они не вызваны серьёзными недостатками строения речевого
аппарата.
Приходится
иногда преодолевать недостатки произношения, заключающиеся в излишней жесткости
и чеканности, либо, расплывчатости и вялости речи. Задача упражнений по дикции
не только в достижении ясности и внятности речи, но и естественности красоты
звучания.
Особые
трудности представляет разговорная речь, которая складывалась под влиянием
местных говоров, диалектов и языков других национальностей. Приобретённые в
результате этих причин акценты чрезвычайно трудно поддаются исправлению.
Здесь
дикция уже уступает место другой дисциплине, опирающейся на орфоэпию.
ДЛЯ
СПРАВКИ:
Орфоэпия—учение
о произношении слов и словосочетаний в соответствии с исторически сложившимися
нормами национального языка.
Современная
русская орфоэпия исторически складывалась с развитием литературы и
драматического искусства.
СЦЕНИЧЕСКОЕ
ПРОИЗНОШЕНИЕ.
Во
многих странах сценическое произношение считается образцом общественного
произношения. Нормы современного литературного произношения заложены в
языковедческих справочниках и словарях, помогающих овладеть правильной
разговорной речью.
Особую
трудность в сценическом произношении представляет вопрос о выборе правильного
ударения в слове. Различные ударения в одном и том же слове определяются подчас
причинами метроритмического порядка, что составляет одну из малоисследованных
закономерностей русского языка.
ЛОГИКА
РЕЧИ.
Если
дикция и орфоэпия учат правильно произносить буквы, слоги и слова в их
различных сочетаниях, то логика отвечает за законы произнесения целых
предложений.
Задача
логической речи—наиболее точно и ясно передать мысль, её словесное сочетание.
Изучение
законов логической речи начинается с разбора простейшего предложения, в котором
выражена законченная мысль.
К.С.Станиславский
подчинял законы речи к главному принципу
системы: от сознательного овладения техникой
своего искусства к подсознательному
творчеству.
Комментариев нет:
Отправить комментарий