Есть ли нужная информация?

воскресенье, 1 апреля 2012 г.


Уметь просто и красиво говорить - целая наука

«… я понял, что многие из прежних моих приёмов игры или недостатков – напряжение тела, отсутствие выдержки, наигрыш, условности, тик, трюки, голосовые фиоритуры, актёрский пафос—появляются очень часто потому, что я не владею речью, которая одна может дать то, что мне нужно, и выразить то, что живёт внутри. Почувствовать так ярко на самом себе настоящее значение в нашем искусстве красивой и благородной речи как одного из могучих средств сценического выражения и воздействия, я в первую минуту возрадовался. Но когда я попробовал облагородить свою речь, я понял и испугался вставшей передо мной проблемой. Вот когда я до конца понял, что мы не только на сцене, но и в жизни говорим, пошло и безграмотно; что уметь просто и красиво говорить—целая наука, у которой должны быть свои законы».
                                                             К.С.Станиславский. Моя жизнь в искусстве.

                                                   
Краткие требования
к программе по культуре речи
с точки зрения актёрского мастерства


Следуя заветам К.С.Станиславского, театральная школа должна воспитывать в актёрах потребность к постоянному совершенствованию своего голосового  и речевого аппарата, к изучению живого языка.



ГОЛОС. Чтобы действовать словом на сцене, надо обладать звучным, хорошо поставленным голосом. Если актёр талантлив и органичен, но его  еле слышно в зрительном зале, то такого актёра нельзя признать профессионально полноценным. Также искажают игру актёров тусклый, хриплый, гнусавый или скрипучий голос, когда короткое дыхание рвёт и комкает авторскую мысль.

Актёр должен уметь пользоваться своим голосом и быть мастером во владении звуком, т.к. голос является главным выразителем его чувств.

В театральной школе принято вводить занятия по сольному пению, которое приносит пользу в развитии дыхания голосового аппарата, музыкального слуха, диапазона голоса,  ритмичности и т.п.



ДИКЦИЯ. Как бы актёр ни трактовал свою роль, какому бы методу ни следовал, его профессиональный долг—донести авторский текст до зрителя без потерь.

Достигается, прежде всего, хорошей дикцией, отчётливым и внятным произношением.

 

ДЛЯ СПРАВКИ.

Дикция—произношение, степень отчётливости в произношении слов и слогов в речи.



К числу индивидуальных дикционных недостатков относится неправильность произношения отдельных гласных и согласных звуков или их сочетаний. Такого рода дефекты исправимы, если только они не вызваны серьёзными недостатками строения речевого аппарата.

Приходится иногда преодолевать недостатки произношения, заключающиеся в излишней жесткости и чеканности, либо, расплывчатости и вялости речи. Задача упражнений по дикции не только в достижении ясности и внятности речи, но и естественности красоты звучания.

Особые трудности представляет разговорная речь, которая складывалась под влиянием местных говоров, диалектов и языков других национальностей. Приобретённые в результате этих причин акценты чрезвычайно трудно поддаются исправлению.

Здесь дикция уже уступает место другой дисциплине, опирающейся на орфоэпию.

 

ДЛЯ СПРАВКИ:

Орфоэпия—учение о произношении слов и словосочетаний в соответствии с исторически сложившимися нормами национального языка.

Современная русская орфоэпия исторически складывалась с развитием литературы и драматического искусства.



СЦЕНИЧЕСКОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ.

Во многих странах сценическое произношение считается образцом общественного произношения. Нормы современного литературного произношения заложены в языковедческих справочниках и словарях, помогающих овладеть правильной разговорной речью.

Особую трудность в сценическом произношении представляет вопрос о выборе правильного ударения в слове. Различные ударения в одном и том же слове определяются подчас причинами метроритмического порядка, что составляет одну из малоисследованных закономерностей русского языка.



ЛОГИКА РЕЧИ.

Если дикция и орфоэпия учат правильно произносить буквы, слоги и слова в их различных сочетаниях, то логика отвечает за законы произнесения целых предложений.

Задача логической речи—наиболее точно и ясно передать мысль, её словесное сочетание.

Изучение законов логической речи начинается с разбора простейшего предложения, в котором выражена законченная мысль.

К.С.Станиславский подчинял законы речи к  главному принципу системы: от сознательного овладения техникой  своего искусства к подсознательному   творчеству.







Комментариев нет:

Отправить комментарий